|
Протестантская этика и проблемы современного общества
Дмитрий Лазута, пастор
Самая важная проблема вообще - это эффективность мировоззрения: какое мировоззрение лучше и в какой мере оно влияет на жизнь отдельных людей и на жизнь общества в целом. Второй вопрос, который важен для нас, для протестантов: можем ли мы, евангельские христиане, сегодня внести вклад в развитие нашей культуры, в развитие государственности, в развитие этики. Мы обращаемся в прошлое, в XVI век для того, чтобы найти какие-то аспекты этой культуры и, возможно, перенести их в наше время.
Первый аспект -- это этический аспект. На мой взгляд, существует глубочайшая связь между протестантской Реформацией и этикой. И если брать аспект этики, то особенно ярко это проявляется в этике труда. Существует так называемая доктрина призвания, которая появилась в XVI веке благодаря усилиям реформаторов. Её появление обусловлено изменением понимания Бога. Похоже, что начиная с IV в. произошло слияние греческой мысли и христианских идей, и Бог стал восприниматься как Существо, Которое удалено от мира, Которое созерцает. Но реформаторы открыли, что первой заповедью и первым повелением для человека было устроять этот мир. Например, в книге Бытие 2,15 написано следующее: "И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его". Человек был сотворен здесь, на этой земле, для того, чтобы возделывать и хранить сад. Таким образом, человек приходит на свет, чтобы устроять этот мир, в котором мы живём. Светский труд получает духовное благословение, теряется граница между духовным и светским. Пастор церкви и уборщица каждый вносит свой вклад в построение этого мира, в облагораживание его. Лютеру и Кальвину принадлежит развитие этой концепции. Кальвин считал, что задача каждого человека -- найти своё призвание. Бог сотворил нас с определенными склонностями, талантами, и наша задача -- раскрыть эти таланты, развивать их и служить обществу. Апостол Павел в послании к Колоссянам провозглашал радикальные идеи. Он говорил: "Вы, рабы, под игом находящиеся, вы должны добросовестно выполнять свою работу, потому что вы этим самым служите Христу". Совершенно революционная идея в I в. для эллинского мира. Раб, который стирает, служит Христу, точно так же, как проповедник, который проповедует Слово.
Сегодня многие задают вопрос: "Зачем мне работать, если мало платят". Протестанты отвечают на него: "Потому что это - Божье повеление, потому что работая, ты выполняешь своё предназначение, потому что ты был сотворён для того, чтобы устроять этот мир". Поэтому лень, нежелание работать преследуется в евангельской Церкви. Если человек не работает несколько месяцев, с ним встречаются и говорят: "Ты совершаешь преступление против Бога. Ты не выполняешь своего предназначения".
На мой взгляд мы, евангельские церкви, можем дать нашему обществу протестантскую доктрину труда, которая вытекает из определённого богословия. Мы в своих общинах учим молодых людей: "Вы должны получить лучшее образование, стать лучшими специалистами, потому что в этом воля Божья, потому что Бог желает, чтобы вы проявили, раскрыли свой потенциал и служили каждый тем даром, которым Бог наделил".
Ещё один аспект -- это общая этика. Если брать истоки протестантской этики, то, конечно, они восходят к кальвинизму. Самый важный вопрос Средневековья, который задавал почти каждый человек: "Как мне быть праведным пред Богом? Что мне нужно делать, чтобы получить спасение", потому что праведность и спасение -- это синонимы. Только праведный человек может быть спасённым человеком, обрести вечную жизнь. Монахи решали этот вопрос радикально. Они уходили в монастырь. И многие богословы считали, что монашество -- это гарантия праведности, гарантия спасения. XVI век принёс понимание, что спасение даётся по благодати.
Хорошо, я получаю спасение и тем самым я знаю, что я избран. Но как мне знать, что я не потерял спасение, или, в кальвинистской интерпретации, как мне знать, действительно ли я избран, что моя вера не была эмоциональной. Я могу это знать, подтверждая моё избрание святой жизнью. Если я не пью, если я не ворую, если я не развожусь, если я люблю своих детей, если я тружусь, если я проявляю вежливость, гостеприимство и т.д., я знаю, что я избран. Каждый день я подтверждаю моё избрание святой жизнью. Конечно, кальвинизм -- это в области сотериологии, теории спасения, один из аспектов. Существуют другие модели, например, арменианская модель, которая принимается большинством евангельских общин: как же знать, что я не потеряю спасение. Каждый день я должен подтверждать своё спасение праведной жизнью: я должен любить, должен прощать, должен делать добро, помогать страждущим, развивать свой потенциал, вносить свой вклад в развитие общества, тогда я знаю, что я спасён. Можно было бы сказать, что всё моё выступление -- из области этического рассуждения, но если сделать анализ существующего положения в протестантских общинах, мы приходим к интересным результатам: статистические (среди протестантских общин) показатели выглядят гораздо лучше того, что происходит в области нравственности в нашем обществе. Нет такой проблемы, как пьянство. Нас около 100000, и алкоголизм исключается в целом. Более того, алкоголики приходят к Богу, обретают возрождение и перестают пить. Нет наркомании. Нет разводов хотя в целом по стране распадается 85% браков. Демографическая ситуация: поощряются многодетные семьи, масса семейств, где 5, 7, 10 детей.
Множество проблем, которые сегодня стоят перед нашим обществом, сегодня решаются в рамках протестантской этики, протестантской духовности, и это очевидно. Я читал совсем недавно результаты I демографического конгресса, инициатором которого был академик Тявловский так вот, далеко непротестанты соглашаются, что нравственная парадигма евангельских христиан весьма эффективна и отвечает современной ситуации. Поэтому я думаю, что у нас есть то, что мы можем дать нашему обществу для развития гражданственности, развитие нравственности и т.д.
<зьмест>
|
|